БОГ И МАТЕМАТИКА
Математика сегодня настолько стала неотъемлемой частью естествознания, что многие сегодня даже не задумываются, что вообще-то к сфере естественных наук она не относится. Науки о природе (объединявшиеся древними в понятие «физика»), описывают мир, познаваемый нами через органы чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние). Сфера же математики – абстрактные умозрительные концепции, существующие исключительно в нашем сознании.
Уже саму возможность существования математики Иммануил Кант (1724–1804) считал составляющей частью основного вопроса философии. Насколько вправе мы приписывать собственным умозрительным построениям какие-либо связи с реальностью?
Насколько обосновано мнение, что окружающая нас реальность каким-либо образом связана с абстрактными идеями нашего сознания? Каким образом сугубо умозрительные и предельно рациональные принципы математики оказались запечатлены в мироздании?
Ученые, заложившие основание науки, не видели в этом проблемы. Для них все было очевидно. Бог – Творец всего сущего. Он разумен, и потому Его законы рациональны. И то, что природные явления связаны между собой четкими и изящными математическими соотношениями, воспринималось как очевидное свидетельство разумного замысла в Его творении.
В этой связи весьма показательными были дебаты на тему «Есть ли Бог?», устроенные в XVIII веке при дворе Екатерины II между великим швейцарским математиком Леонардом Эйлером (1707–1783) и распространявшим атеистические убеждения французским мыслителем (профессия – мечта!) философом-гуманистом Денни Дидро (1713–1784). Первым выступать выпало Эйлеру. Тот вышел к доске и молча написал: e^iπ+1=0. Затем ученый провозгласил: «следовательно, Бог есть», и сел на место. На этом диспут и закончился, возражений не последовало.
Чтобы понять суть этого аргумента, стоит вспомнить кое-что из школьного курса математики:
- Число e (называемое еще числом Эйлера) – это основание натурального логарифма. Оно иррационально, то есть не может быть представлено простым отношением двух натуральных чисел. К тому же, оно еще и трансцендентно (этот термин означает нечто «потустороннее» – метафизическое, недоступное познанию посредством чувственного опыта). Трансцендентное число в принципе не может быть представлено каким-либо алгебраическим соотношением рациональных чисел.
- Число π равно отношению длины окружности к ее диаметру. Оно тоже иррационально (и, как было доказано впоследствии, тоже трансцендентно).
- Число i или мнимая единица – это воображаемое число, квадрат которого равен минус одному.
Таким образом, в приведенной формуле два трансцендентных и одно мнимое число оказываются связанными друг с другом простым и изящным соотношением. Человеческому разуму создать такое явно не под силу! Эйлер лишь открыл это соотношение, но составлено он было явно Кем-то, Чей интеллект неимоверно превышает человеческие способности.
Автор: Сергей Головин